Ниже ЕСТЬ спойлеры

Нам обещали самую эпическую битву в истории телесериалов и нам её показали. Правда главная беда в том, что эпичность идиотизма в ней зашкаливает тоже неимоверно. 29 апреля в России можно смело считать битвой несостыковок и нелепостей в кино и сериалах. О Мстителях я попробую написать завтра, если получится их посмотреть, а по Игре престолов пробегусь сейчас.

Командующие

 Вот казалось бы сейчас мы узнаем зачем ему Бран…
Вот казалось бы сейчас мы узнаем зачем ему Бран…

Со стороны мертвяков — надмозг в виде Короля Ночи и его церебралы. Тактика — задавать массой пользуясь неуязвимостьюк большинству традиционных видов оружия.

Со стороны людей:

Джон Сноу — обучался у Нэда Старка и Родрика Касселя (вроде так же звали?), плюс практика в Ночном дозоре.

Тирион Ланистер — опыт сражений в наличии, незаурядный ум, охватывающий как стратегические, так и тактические аспекты сражения.

Джейме Ланистер — сами вспоминайте все его звания на текущий момент, но там просто-таки должны быть навыки и знания тактики и стратегии, в том числе обороны замка. Он же рыцарь, командир стражи, командующий в различные периоды армиями Ланистеров и Железного Трона.

Джорах Мормонт — рыцарь, участник многих войн и сражений.

Берик Дондарион — рыцарь, герой партизанской войны на фоне Битвы Королей.

Бриена Тарт — уже рыцарь, возможно обучалась только поединкам, так что тут вопрос, считать ли её.

Плюс лорды Долины Аррен, Варис, Луковый Рыцарь да и просто рыцари которые должны иметь соответствующее навыки и знания.

Твоё лицо, когда видишь, что напридумывали командующие обороной
Твоё лицо, когда видишь, что напридумывали командующие обороной

Подготовка к сражению

Разведка

  • В наличии людей собственно люди пешие и на лошадях
  • Сигнальные системы (розжиг костров, например) 
  • Драконы для облёта территории
  • Бран с воронами

Что из этого можно использовать для понимания ситуации? Очевидно — ничего.

В итоге известно лишь направление движение армии мертвецов — с севера.

Оборонные сооружения

Очень странный принцип — вынести катапульты и требушеты за пределы стен. И даже за рвы и колья. Ведь находясь как можно ближе к противнику орудия конечно же успеют выстрелить больше раз, нежели находясь в «укрепрайоне». О том, что это глупость догадались еще до нашей эры. А в Вестеросе «средневековье» длится больше 10 000 лет. 

Опять же максимально линейное расположение всех сооружений обороны, они никак не комбинируются и не повторяются перекрывая друг друга. Опять же, всё это в нашей истории появляется еще до нашей эры.

В нормальны армиях к обороне готовятся все, количество рук способных копать рвы у защитников Винтерфелла огромно. Но перед стеной появляется только один очень неглубокий ров, утыканный просмоленными колями. Функциональность рва при такой глубине — примерно нулевая. 

Почему нет рвов перед обороняющейся армией — не понятно, почему нет одиночных волчьих ям — непонятно. А ведь против толпы именно волчьи ямы, с кольями с обсидианом могли бы оказаться более чем эффективными (по хорошему их надо было копать по пути предполагаемого движения армии на весьма значительном удалении).

Но в предыдущей серии армия предпочитает не копать ямы, а оттачивает навыки фехтования, которые против толпы более чем бесполезны.

Полдесятка трупов в огонь на колья — и ров пройден
Полдесятка трупов в огонь на колья — и ров пройден

Кстати, не хватило времени вырыть рвы и ямы, но хватило времени сколотить требушеты — это очень зрелищно, еще со времён экранизации Властелина колец, но максимально неправдоподобно. К тому же, лучше бы за это время было насобирать сотни баллист-скорпионов и расположить их эшелонами на укреплённых позициях. Ветхих мертвяков полутораметровые или более стрелы баллист должны пронзать по полудюжине штук за раз. При этом их перезарядка несравненно выше, чем у требушетов — историческое назначение которых — ломать стены.

На стенах замка аккурат перед бойницами перпендикулярно стене разместили колья, с тем смыслом, чтобы на них было удобно упираться штурмующим. Традиционной смолы для обороны не заготовили от слова совсем.

Наверное следует сказать, что у мертвяков тоже была какая-то подготовка — по крайней мере часть из них научили не рассыпаться в прах от обсидиана и валирийской стали, а часть нет.

Лёгка конница при поддержке требушетов уносится, дабы сгинуть во мраке
Лёгка конница при поддержке требушетов уносится, дабы сгинуть во мраке

Расположение войск

А вот это трындец.

То, что нам показывают, называется «а давайте избавимся от всех лишних ртов и попробуем отсидеться в замке».

Первый отряд — дотракийцы — лёгкая конница кочевников без брони и копий. Если я всё верно помню, ни разу в человеческой истории лёгкая конница в генеральном сражении так не действовала — её задача фланги.

Центр — безупречные.

Фланги — пешие рыцари. Куда делась конница Арренов?

Перед построением нет совершенно никакой подсветки(!), все солдаты мужественно смотрят в непроглядный мрак.

О рвах не позаботились, но хотя бы костры разместить, обозначив линии, на которые пристрелены орудия, и облегчив работу лучникам.

Принимая «беженцев» в Винтерфелле, вооружали и выставляли на стены и за стену всех взрослых не взирая на их навыки. Что являлось огромным стратегическим просчётом — что такое крестьянин с обсидиановым топором и без доспеха? В лучшем случае, он убивает одного мертвяка и погибает сам, в итоге в армии людей минус один, а в армии мертвяков — без изменений (либо через некоторое время, либо когда их призовёт Король Ночи). Т.е. ополчение это лишь способ эффективно увеличить армию белых ходоков и только.

Сражение

Продолжение концепции «а давайте избавимся от всех лишних ртов и попробуем отсидеться в замке». Конница, будучи передовым отрядом, уносится во мрак, красиво подняв горящие мечи и радуясь летящим над ними снарядам из требушетов. Возвращаются сир Джорах и еще пара коней без седоков.

Вся пехота остаётся заперта между наступающей армией Короля Ночи и… собственными защитными сооружениями. Казалось бы, все эти противоконные «ежи» имеют смысл — мертвяки не отличаются умом и тормозятся только своими командующими, ночь — видно не очень далеко, штурмующая армия в атаке передвигается бегом, этих факторов должно быть достаточно, но нет, безупречные и пешие рыцари дружно тормозят армию, а через некоторое время начинают эвакуацию через оставленные мосты. В результате к кольям ходоки подходят без значительного ускорения.

Как итог, ров с кольями становится просто временной преградой, особенно после того, как его еще и подсветит Мелисандра. Для полноценно файервола он, как уже писалось выше, неглубок, да и дров там маловато.

Внезапно — наверное Джон подсказал — драконы атакуют вдоль фронта, а не «на прорыв». Пожалуй, единственный прогресс в тактике начиная с Битвы бастардов (не тактике применения драконов, а тактики вообще).

На стенах творится неразбериха, оборона не организована, команда «на стены» звучит, когда осаждающие на них уже во всю лезут. Закрыть вовремя ворота — не в этой жизни. В воротах же мы получим копию сцены с великаном из Битвы Бастардов (кто его убил, смотрите сами, но мне кажется, самокопирование глупых сцен — это плохая идея. Ну, разве что великаны — идиоты, а мёртвые — великаны идиоты вдвойне).

Оборона разбивается на личные поединки главных героев и осознание некоторыми персонажами своей миссии. Собственно, с личными поединками всё более или менее нормально, за исключением того, что некоторые умудряются выживать в совершенно неправдоподобных ситуациях. 

Битва трёх драконов — еще один пример отсутствия тактики:

  • Висим на фоне луны парой и ждём, пока нас атакует Король Ночи.
  • Дождавшись атаки, делаем, кто во что горазд.

Остаться одному в засаде чуть повыше? (Бум-зум?) Нет, дурная идея. Более того, она даже не может прийти в голову, ведь никто не знает, что драконы — воздушные хищники. Впрочем, ладно драконы, почти все летающие хищники использую тактику «ударил — отступил». Но только не последние Таргариены. 

«Бум-зум наоборот» от Короля Ночи
«Бум-зум наоборот» от Короля Ночи

При этом Король ночи атакует снизу, и мёртвый дракон на протяжении 30 секунд летит вертикально вверх, непрерывно изрыгая пламя и ускоряясь! Страшно спросить, откуда у него такая «тяговооруженность», и правильно ли я догадываюсь о наличии сопла? Впрочем, пламя из него не бьёт, так что этот вариант отпадает.

Железнорождённые на защите Брана оказываются исключительно лучниками. А единственным клинковым оружием остаётся короткое копьё у Теона. Хороши «пираты», основной тактикой которых был абордажный бой, а основой экономики — грабёж.

К исходу битвы мы имеем фактически на 99% слитую армию защитников. Несколько погибших героев и нет, ну не то что бы слитого Короля Ночи, но после его смерти в храме Безликого должно появиться море адептов.

Драма

При нашествии быстро бегающих мертвецов с ножами возможные способы убийства персонажей не отличаются разнообразием. Более того, все, кто убит — умерли от колотых ран. Вообще все. Природа синего пламени мёртвого дракона так и не ясна — стены оно разрушает скорее кинетическим ударом, а никто живой в него явно не попал.

Король Ночи тоже предпочитает всех тыкать боевыми сосульками (не всегда успешно) или отобранным оружием.

Очевидны линии Берика и Джораха. Из всех «финальных с разговорами» сцен, на мой взгляд, интересна только «Теон-Бран», правда напрочь убивается дальнейшей атакой первого.

На старт, внимание…
На старт, внимание…

История связки «Король Ночи — Трёхглазый ворон» не раскрыта, и мистическая часть сериала загнана в определённый тупик.

Джон Сноу, который ничего не знал, превращается в Эйгона Таргариена, который почти никуда не успел и вообще «КПД — ноль».

Итог

Плюс — красиво, но темно.

Минусы — рука на лице не позволяла насладиться плюсами.