Война и мир: Сунь-цзы и Конфуций

   Читал ли Толстой Конфуция?
Погугли.

Конфуций - это про управление государством. Возьмите еще одного, наверное, столь же широко известного на Западе китайского философа - Сунь-цзы - и вы увидите несколько другой взгляд на мир.

Разница в том, что Конфуций описывал правила устройство государства и общества в мирное время, и разумный гражданин, несомненно, нашел бы их верными. Здесь властвует человеколюбие, и громок голос общества, как и каждого конкретного индивида, а государство процветает вместе с ними, являясь фоном более, нежели инструментом.

Напротив, Сунь-цзы описывал условия войны, в которых государство естественным образом меняет управленческие нормы, и порой разительно: закон давлеет над личным правом; поступки, прежде мыслимые преступными, поощряются, а преступления, прежде не стоившие жизни виновного, теперь ведут к его казни, причем с нарушением судебного процесса, действовавшего в мирное время. Общество претерпевает бедствия и лишения, и даже при самых гуманных правителях, по отношению как к солдатам противника, так и провинившимся гражданам собственной страны, принцип человечности отходит на второе место.

Вот почему в мирное время правители так жаждут развязать маленькую победоносную войну, или хотя бы симулировать ее, или угрозу её начала: правитель желает получить от общества карт-бланш на ужесточение законов, на попрание прав собственного народа - так мухи прикидываются осами - чтобы получить привилегии, им ранее недоступные.

В военное время роль государства выходит на первый план, гарантируя выживания общества и большинства индивидов в нем. И здесь внезапно оказывается чудовищно важно - кто именно держит государство-инструмент в своих руках. Роль личности в истории никогда не приобретает такого принципиального значения, как личность правителя и военачальника во время войны за Родину.

Оба древних учителя оказываются правы. Но правы лишь на своей половине поля: не всегда можно позволить себе оставаться справедливым и человеколюбивым в ситуации, когда ты отражаешь нападение; нельзя в мирное время беспрестанно лгать окружающим тебя людям, и при этом надеяться впредь оставаться под защитой общества.

Наивно думать, что правила Сунь-цзы не применяются (вполне обосновано) в мирное время. “Кто хочет мира, пусть готовится к войне!” - эта простая истина руководит нашими дипломатами и военными даже в самые спокойные годы. Не стоит забывать и того, что общественные и личные интересы - те же две стороны единого колеса; а борьба за власть внутри общества - процесс столь же древний и естественный (интересующимся темой - читать Никколо Макиавелли). Остается пожелать, чтобы почаще к власти в государствах приходили люди, искренне заботящиеся о благе общества.

Немного примеров:

Убить гражданина своей страны - значит совершить преступление. Убийство иностранного туриста не перестает быть равнозначным преступлением в государстве социальной справедливости. Массовое убийство людей - солдат противника - в военное время есть геройский поступок, одобряемый обществом и поощряемый государством в том числе наградами и ростом по службе.

В государстве социальной справедливости за кражу продовольствия не должно следовать суровое наказание. В том же самом государстве, в городе, осажденном врагом, за кражу зерна с хранилищ вполне справедливым наказанием может стать расстрел виновных.

Ну а если ты предал интересы своей Родины в мирное время, скорее всего тебя ожидает судебный процесс и длительный срок лишения свободы. Если же ты предал Родину во время войны, судебного процесса, возможно, и вовсе не будет, и смертный приговор тебе вынесут и исполнят в самые кратчайшие сроки.



Елена Рябова 
Автор и редактор портала "Культ-Урал"
 
+2
Опубликовано: 2-11-2017, 22:01
0
390

Похожие публикации


Добавить комментарий


Наверх